Наверное многие из читающих данный текст видели фильм «Достучаться до небес». Ну так вот, я из тех, кто никогда не видел моря. Так уж распорядилась судьба, мне посчастливилось родиться и жить в самой глубококонтинентальной стране, в которой единственное подобие этой водной стихии высохло еще до того как я успел повзрослеть.
Да, я не видел моря и там на небесах возможно меня окрестят лохом.
Но почему-то, я заранее предчувствую тоску. Тоску которую испытываю при виде открытого пространства. Мне посчастливилось побывать в пустыне, как то мы пересекали ее я на поезде в течении суток. Глазу не за что зацепиться. Линия горизонта – сплошная прямая, никаких кривых. Ощущение бесконечности и безысходности. Предчувствую что море произведет на меня то же впечатление. Не буду спорить, наверняка морские закаты, запах йода и соли, ветер шевелящий твои волосы и шум прибоя неповторимо прекрасны. Но у меня свой способ достучаться до небес. Быть физически ближе к ним. Я поднимаюсь в горы.
Ничто не сравнится с ощущениями которые испытываешь стоя на вершине, на которую только что взошел, после мучительно долгого восхождения, когда времени у тебя не больше часа, и ты как усталый бог а вокруг в бесконечную даль уходят в бессмертном покое голубоватые горы и выше тебя только небо. И не важно какой она высоты, твоя вершина, будь то холм или острая скала, упирающаяся макушкой в небосвод.



Американский психолог Михай Чиксентмихайи – забавная фамилия, не правда ли, (Сам Чиксентмихайи демонстрирует чувство юмора, предлагая произносить свою фамилию как «чикс сенд ми хай» (англ. chicks send me high), что в переводе означает: «Девчонки вызывают у меня кайф»), утверждает что альпинизм одно из самых потоковых занятий приносящих восходителям наибольшее состояние счастья и эйфории. Ася Казанцева же в своей книге «Как мозг заставляет делать нас глупости», которую недавно довелось мне прочитать, объясняет почему. Стресс связанный с опасностью, а в горах их хватает с лишком, провоцирует выброс гормона счастья - эндорфина который как известно повышает настроение — это как маленькая и безопасная доза героина, синтезированного прямо внутри черепа. Именно на это ощущение счастья и подсаживаются фанаты экстремального спорта. Они ошибочно называют это адреналиновой зависимостью, но от адреналина никакого удовольствия не бывает, от него только сердце бьется как сумасшедшее и аппетит пропадает. Когда мы лезем в горы, наш мозг, естественно, решает, что хозяин сейчас навернется к чертовой матери и ему ручки-ножки оторвет. В надежде все-таки выжить мозг заранее выбрасывает много эндорфинов, которые и расходуются на удовольствие — раз за разом, до тех пор пока однажды не пригодятся, увы, по прямому назначению. Я часто жалею, что не связал свою жизнь с этим спортом. Хотя кто знает, может быть еще не поздно.
Ну так вот шум потока горных рек разбивающихся о камни заменяют мне шум прибоя. Запах трав альпийских лугов на горных перевалах, который мы уносим домой, в своих рюкзаках, этот одурманивающий аромат думаю ничем не уступает запаху моря. Закаты, какие же красивые закаты в горах. Лунные ночи… Меня поймут те кто так же как и я болен горами.
И кто знает, может быть там, на небесах говорят еще и о горах?